Содержание
Нет ни одного аспекта человеческого опыта, который не был бы затронут технологией. Все, начиная от промышленности, медицины и заканчивая тем, как мы работаем, коренным образом изменилось благодаря технологиям, появившимся во второй половине 20-го века.
Технология также может изменить человека с точки зрения его или ее характеристик и способностей. Хотите быть умнее? Вы можете принять ноотропный. Хотите постичь мир с большей детализацией и дополнительной информацией? Положите на Google очки. Хотите стать сильнее или физически быстрее? Есть лекарства или роботизированные экзоскелеты
,
Технология перестала просто делать нашу жизнь более удобной, и теперь у нее есть потенциал, чтобы изменить каждый аспект того, кем мы являемся как люди. Мы становимся трансчеловеческими. Но что это значит?
Что такое трансгуманизм?
Трансгуманизм — это движение, целью которого является понять, что делает человека одним и как мы можем преодолеть наши естественные ограничения. Он считает, что существует необходимость в расширении наших возможностей, и что ограничения этих способностей могут быть преодолены. Что еще более важно, он считает, что технологии и наука являются ключами к их преодолению.
Но каковы эти ограничения? Это может быть продолжительность жизни. Это могут быть умственные способности и интеллект. Они также могут быть физическими по своей природе, такими как сила, скорость бега или способ усвоения пищи.
Технологии и лекарства, которые устраняют эти ограничения, постоянно выпускаются, разрабатываются и совершенствуются. Все больше пищевых добавок или лекарств поступают на прилавки магазинов и назначаются врачами. Но что это значит для нашего общества? Мы все движемся к тому, чтобы стать больше, чем человеком?
Почему мы пытаемся улучшить наш вид?
Только недавно мы обнаружили, что на самом деле можем продлить наши жизненные периоды, наши биологические способности и наши интеллектуальные возможности с помощью технологий. В течение тысячелетий люди жили в пределах своих биологических границ, никогда не преодолевая их. Несмотря на это, люди всегда находили желание стать больше, чем мы, как показывает история и антропология.
Действительно, можно вспомнить истории древних греков о людях, стремящихся улучшить свои физические возможности. Возможно, самым известным из них является рассказ об Икаре и Дедале, которые построили крылья, чтобы они могли подняться в небо, как птица, и сбежать из заключения на Крите.
Следует также отметить, что греческая мифология изобилует рассказами о поисках мифических Фонтанов Молодости, которые навсегда предотвратят смерть и позволят человеку стать бессмертным. Желание стать больше, чем человек, конечно, не ново.
Профессор Найеф Аль-Родхан, ученый Оксфордского университета и старший научный сотрудник, провел серьезные исследования в области трансгуманизма. Он также является директором Центра геополитики глобализации и транснациональной безопасности в Женеве, Швейцария.
Этот образованный в Гарварде и Йеле нейробиолог, философ и писатель много писал о трансгуманизме и его роли в обществе, и считается одним из ведущих авторитетов в своей области.
Проф. Аль-Родхан считает, что люди обладают врожденной природой, которая заставляет нас улучшать свои физические и умственные способности. Это стремление в конечном итоге приведет нас к грани того, что он называет «неизбежным трансгуманизмом», когда люди фундаментально улучшают свои способности за счет сближения и внедрения ряда новых технологий, таких как нанотехнологии, искусственный интеллект и геномика.
В ‘неизбежном трансгуманизме? Как новые стратегические технологии повлияют на будущее человечества », — считает профессор Аль-Родхан, — что люди генетически и нейрохимически связаны с тем, чтобы« чувствовать себя хорошо », и движимы рядом факторов, которые он в совокупности называет« Neuro P5 ». Они состоят из власти, прибыли, удовольствия, гордости и постоянства.
Любая технология, которая усиливает фактор в Neuro P5, вероятно, будет принята, так как она обращается к чувствам, которые заставляют нас «чувствовать себя хорошо». Это тогда подтолкнет нас все дальше и дальше к трансгуманистическому исходу, где человеческий опыт искусственно улучшается или изменяется. Проф. Аль-Родхан верит в неизбежность этого и описывает это не как вопрос «как» или «если», а как «когда» и «по какой цене».
Если мы действительно стремимся искусственно эволюционировать за пределы наших биологических способностей, то есть несколько вопросов, которые следует задать. Во-первых, как это будет выглядеть? Во-вторых, какова наша способность стать трансчеловеком? Наконец — и, возможно, самый актуальный вопрос — сколько будет стоить это?
Технологии, которые улучшают человеческий опыт
Технологии, улучшающие человека, как правило, группируются под всеобъемлющим термином «Технологии, улучшающие человека». Они не относятся к технологиям и инструментам, которые лечат болезни и инвалидность, а скорее улучшают наши физические и когнитивные способности за пределами того, что реально биологически возможно.
Одним из примеров является универсальная несущая Локхид Мартин (HULC). Этот гидравлический экзоскелет был разработан в Калифорнийском университете и призван повысить выносливость, силу и скорость солдат на поле боя.
Это позволяет солдатам нести вес до 90 килограммов (200 фунтов), в то же время бегая с максимальной скоростью 16 километров (10 миль) в час в течение продолжительных периодов времени. Хотя HULC все еще находится на ранней стадии своего развития, кажется почти уверенным, что эта технология повышения выносливости, силы и скорости может в конечном итоге оказаться на поле битвы, не только трансформируя способности солдат, носящих его, но и потенциально давая США. военный реальный, тактический перевес.
Не нужно оставаться в военной области, чтобы увидеть, как HET могут позволить нам преодолеть наши биологические ограничения. Взять, к примеру, новейшую модель носимых технологий от Google — Glass
, Хотя это еще далеко от того, чтобы быть зрелым продуктом, Glass продемонстрировал, как он может быстро улучшить когнитивные способности после того, что считается нормальным.
Он был назван «Швейцарский армейский нож трансгуманиста», и не зря. Glass позволяет пользователям общаться на языках, с которыми они не знакомы, «выгружать» свою память в Google Glass для последующего вызова и просматривать значимую информацию об окружающей среде в своем периферийном зрении.
И затем есть технологии, которые, хотя они и являются не чем иным, как отдаленным пятном на горизонте, представляют собой обнадеживающий путь для значительного улучшения человеческого потенциала. Такие технологии, как генная инженерия человека, могут быть использованы в ближайшем будущем, чтобы расширить наши возможности за пределы биологически устойчивых.
Испытания на животных уже показали, что тонкие изменения в генетическом составе могут привести к повышению физической работоспособности. Исследователи из École Polytechnique Fédérale de Lausanne в Швейцарии смогли экспоненциально увеличить силу мышей путем генетического подавления ингибитора, называемого NCoR1, что привело к увеличению мышечного роста, улучшению мышечной плотности и большему количеству митохондрий.
Человеческое применение этого все еще несколько умозрительно. Несмотря на это, остается вероятность, что однажды мы сможем адаптировать генную терапию и генную инженерию, чтобы продлить жизнь, стать более умными или способными выполнять значительно более сложные физические задачи.
HULC, Google Glass и генная инженерия человека — все это дополняет один из факторов в списке профессора Аль-Родхана Neuro P5. И, как и следовало ожидать, общественный энтузиазм и интерес к этим трансгуманистическим технологиям огромен, и, похоже, он станет важной частью мира, в котором мы живем.
Трансгуманизм действительно кажется неизбежным и способен изменить нашу жизнь и наши возможности. Но что это значит для эволюции нашего вида?
Трансгуманизм, эволюция и ты
Дарвиновская эволюция посредством естественного отбора — безусловно, самое убедительное объяснение происхождения нашего вида. Это может быть кратко объяснено как спуск с модификацией. По мере передачи генов совершаются «ошибки». Генетические изменения, которые лучше всего подходят для окружающей среды, сохраняются, поскольку они способствуют выживаемости носителя.
Но как насчет эволюции через «неестественный отбор», как выразился National Geographic. Кажется, что наша естественная, биологическая эволюция просто не может идти в ногу с головокружительным набором человеческих технологий, которые появились и которые сформировали наше мышление и наши физические возможности.
Можно утверждать — как это было в смитсоновском журнале — что мы стали инженерами нашей собственной эволюции. Ссылаясь на разработки в области ноотропов, генетических манипуляций и наномедицины, был сделан вывод о том, что мы приближаемся к пропасти того, что мы можем эффективно формировать наш собственный вид искусственными средствами, эффективно вытесняя наши биологические процессы.
Предполагалось также, что технологии, улучшающие человека, будут обходить или подрывать мыслительные процессы и инстинкты, которые возникли в результате нашей биологической эволюции. Проф. Аль-Родхан в «Неизбежном трансгуманизме» писал:
«Использование технологий для изменения наших эмоций, нашего тела и нашего нейрохимического равновесия неизбежно подрывает и изменяет инстинкты, которые развивались в течение миллионов лет в процессе эволюции человека и были основой для нашего выживания до настоящего времени».
Нельзя отрицать трансформирующее влияние технологии на развитие нашего вида. Несмотря на его обещание, существует целый ряд опасений по поводу трансгуманизма и его значения для человеческого опыта и будущего человечества.
Опасения по поводу трансгуманизма
Трансгуманистическое движение не без своей хулители. Обеспокоенность по этому поводу разнообразна, как и сами хулители. И они не смягчают свои слова.
Взять хотя бы Фрэнсиса Фукуяму, известного американского политолога. В статье для журнала Foreign Policy он недвусмысленно назвал трансгуманизм «Самой опасной идеей в мире».
Он наиболее известен своим тезисом «Конец истории», в котором постулируется, что эволюция человеческого управления остановилась из-за отсутствия необходимости, поскольку мы достигли вершины нашей политической и экономической эволюции. Его главный аргумент заключается в том, что западная либеральная демократия и экономика свободного рынка являются наиболее совершенной системой, которой можно управлять, и она регулярно и исторически демонстрирует, что она лучше, чем что-либо еще, включая коммунизм и авторитаризм.
Успех стран, принявших либерально-демократическую систему управления, настолько успешен и настолько развит, что фактически сигнализировал об окончательной форме человеческого правления, поскольку нет ничего другого, что могло бы превзойти его с точки зрения его экономического успеха и его способность обеспечить политическое представительство в массах и социальную сплоченность.
У Фукуямы есть ряд опасений по поводу продвижения к человеческому совершенствованию. Во-первых, это может существенно изменить человеческую природу, результат которой невозможно предсказать. Другая проблема заключается в том, что это угрожает одному из основных принципов либеральной демократии: абсолютному равенству людей, независимо от их статуса, цвета кожи, класса или способностей. В том же выпуске он спросил:
«Если мы начнем превращаться в нечто превосходное, на какие права будут претендовать эти усовершенствованные создания, и какими правами они будут обладать по сравнению с оставленными позади?»
Это сложные вопросы, но, похоже, на них есть ответ. Проф. Аль-Родхан примиряет трансгуманизм с правами человека и достоинством с его тезисом «Устойчивая история», в котором он утверждает, что стабильность и долговечность любого политического порядка полностью зависит от гарантии достоинства для всех граждан, в любое время и во всех обстоятельства. Аль-Родхан настаивает на том, что моральные, этические и правовые глобальные руководящие принципы срочно необходимы для обеспечения правильного использования этих технологий.
Следовательно, любые технологические достижения, которые приведут к улучшению когнитивных и физических способностей одних, не приведут к маргинализации других, поскольку в конечном итоге приведут к катастрофическому распаду общества.
‘В то время как опасности для человеческой натуры, достоинства и судьбы реальны, я не предлагаю, чтобы технологические инновации и потенциал для их совершенствования были остановлены или подавлены. Вместо этого я призываю к срочным глобальным действиям на уровне ООН, чтобы определить международные моральные и биоэтические руководящие принципы относительно того, какие потенциальные улучшения приемлемы для наших глобальных обществ и на каких условиях ».
Он также выражает обеспокоенность по поводу того, что есть некоторые серьезные проблемы, которые необходимо решить и в ближайшее время: например, кто становится лучше, кто имеет право решать, и имеют ли взрослые право выбирать свои собственные атрибуты младенцев. Определяются ли эти выборы экономикой, политикой или этническими и идеологическими убеждениями? Это все очень серьезные соображения, которые необходимо рассмотреть, прежде чем человечество пойдет по этому неизбежному пути, чтобы обеспечить сохранение достоинства всех в этом дивном новом мире.
Другие обеспокоены тем, что любое изменение в наших биологических пределах приведет к подрыву человеческого опыта и лишит нашего существования смысла. Этот аргумент был сделан калифорнийским экологом и этиком Биллом МакКиббеном, известным и жестким критиком трансгуманизма.
В своей книге «Достаточно: оставаться человеком в эпоху инженерии» он утверждал, что человеческие ограничения, такие как смертность, существуют по определенной причине. Он считает, что их удаление приведет к тому, что человеческая жизнь станет бессмысленной, и что устранение наших биологических ограничений также приведет к удалению необходимого контекста, в котором мы делаем осмысленный выбор в отношении нашей жизни.
Этот аргумент является убедительным, хотя и содержит немало предположений о том, как должна выглядеть технологически улучшенная жизнь. Во-первых, предполагается, что такая жизнь не может иметь смысла.
Мне трудно это глотать. Конечно, человек с искусственно увеличенной продолжительностью жизни все еще сможет найти смысл в том, что ему нравится, и в проведении времени с любимыми? Можно также найти смысл и удовольствие в использовании своих улучшенных способностей для выполнения задач и решения проблем, которые они считают особенно сложными.
Есть множество других аргументов в пользу трансгуманизма. Они простираются от веры в то, что не следует играть в Бога, до предсказания, что трансгуманистическое будущее приведет к тому, что такие улучшения будут доступны только богатым, тогда как бедные останутся позади.
На эти аргументы сложно ответить. Возможно, единственный реальный ответ — подождать и посмотреть, что произойдет, когда наши технологические возможности догонят наши амбиции по восстановлению человека.
В восторге от своего трансгуманистического будущего?
Трудно не быть в восторге от будущего, в котором можно стать умнее, сильнее и здоровее. Это будущее кажется неизбежным, так как наша человеческая природа подталкивает нас к самосовершенствованию любыми возможными способами. При этом многие обеспокоены тем, какое трансгуманизм может оказать преобразующее воздействие на человеческое общество, а также его последствиями для прав человека и управления.
Дебаты вокруг трансгуманизма будут бушевать. С учетом сказанного я готов поспорить, что наше будущее будет улучшенным.
Но что вы думаете? Я хотел бы услышать ваши мысли. Оставьте свои комментарии в поле ниже.
Фото: голова с кабелями Via Shutterstock, Кен Лич (UC Davis), Фрэнсис Фукуяма (Эндрю Ньютон), Билл МакКиббен (Университет Мичигана), Nicku / Shutterstock.com